пʼятниця, 8 травня 2020 р.

Ігри на розвиток мислення дітей старшого дошкільного віку


Ігри на розвиток мислення дітей старшого дошкільного віку

Игры на критичность познавательной деятельности.

v  «Бывает - не бывает» 
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок
должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
1. Папа ушел на работу.
2. Поезд летит по небу. 
3. Кошка хочет есть.
4. Человек вьет гнездо.
5. Почтальон принес письмо.
6. Зайчик пошел в школу.
7. Яблоко соленое.
8. Бегемот залез на дерево.
9. Шапочка резиновая.
10.Дом пошел гулять.
11.Туфли стеклянные
12.На березе выросли шишки.
13.Волк бродит по лесу.
14.Волк сидит на дереве.
15.В кастрюле варится чашка.




Игры на понятийное мышление.
v  «Закончи предложение» 
1. Лимоны кислые, а сахар... 
2. Собака лает, а кошка...
3. Ночью темно, а днем....
4. Трава зеленая, а небо...
5. Зимой холодно, а летом....
6. Ты ешь ртом, а слушаешь...
7. Утром мы завтракаем, а днем...
8. Птица летает, а змея...
9. Лодка плывет, а машина...
10.Ты смотришь глазами, а дышишь...
11 .У человека две ноги, а у собаки...
12.Птицы живут в гнездах, а люди...
13.Зимой идет снег, а осенью...
14.Из шерсти вяжут, а из ткани...
15.Балерина танцует, а пианист...
16.Дрова пилят, а гвозди...
17.Певец поет, а строитель...
18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант.

Лингвистические и ди­дактические игры, логические задачи, стихи-небылицы с логическими ошиб­ками, которые направлены на развитие логического мышления дошкольников.

ГРИБЫ - ЯГОДЫ
v  Словесная игра «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? (Подоси­новик)

А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадайте, малыши,
Какой гриб они нашли? (Масленок)

Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! (Мухомор)

Вопросы. Что это за гриб? Какую поль­зу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?

v  Словесная игра «Объяснялки»:
Объяснить происхождение названий грибов (ягод): подосиновик, подберезо­вик, масленок, лисичка, рыжик, мухо­мор (земляника, черника).

v  Логические задачи.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один ста­кан. Сколько стаканов осталось на сто­ле? (Три)
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вед­ра без дна. А у девочек - маленькие, зе­леные. Кто больше соберет грибов? (Де­вочки)
Сколько грибов можно вырас­тить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы) Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два маль­чика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это чер­ная?». - «Нет, это красная». - «А почему она белая?». - «Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине)

ОВОЩИ - ФРУКТЫ
v  Логические задачи.
У Марины бы­ло целое яблоко, две половинки и четы­ре четвертинки. Сколько было у нее яб­лок? (Три)
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее:
груша или персик? (Груша)

На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты)
На сто­ле - четыре груши. Одну из них разре­зали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре)
В корзине три мандарина. Как их разделить между тремя мальчи­ками, чтобы каждому досталось по од­ному мандарину и один мандарин ос­тался в корзине? (Отдать мальчику мандарин в корзинке).

v  Дидактическая игра «Куда пой­дешь, что найдешь?».
У каждого ре­бенка большая карточка с изображени­ем леса (огорода, сада) и конверт с на­бором картинок (овощи, фрукты, гри­бы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и подобрать нужные картинки (например, «В лесу можно найти ягоды, шишки, грибы, орехи» и тд.).

v  Небылицы.
Дети находят несурази­цы в тексте.

Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор
И увидел, как на грядке
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез,
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.


УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОГОРОД

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Селдерошек поспел,
И моркофель дозрел

Стал уже осыпаться спаржовник
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник


УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРЯДКА
У меня на грядке
Крокодил растет!!!
А в Москве-реке
Огурец живет!
Я боюсь, ребятки,
Что за этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москве-реке
Всех лягушек съел!
А в Москве-реке
Клюнет на крючок...
(Как вам это нравится?)
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет все в порядке?!

ДЕРЕВЬЯ
v  Логические задачи.
На груше росло десять груш, а на иве на две груши мень­ше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.)
На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубе яблоки не рас­тут?)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)

v  Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по десять деревь­ев (у одного - елочки, у другого - берез­ки). Игровое поле - доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образо­вать цепочку из трех деревьев. За каж­дую вновь образованную цепочку у со­перника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, счита­ется проигравшим.

v  Словесная игра «Чересчур».
Дети должны ответить на вопросы воспита­теля.
Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зу­бы, живот..) Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много табле­ток? (Можно отравиться и даже умереть)                         
Хорошо, когда в лесу много сугробов, Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, весной растает - будет много воды. Деревъя смогут впитывать влагу и быстро расти)
А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться: когда снег начнет таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погиб­нуть)
А если снега в лесу очень мало? (Деревьям будет холодно, они могут за­мерзнуть и погибнуть)
Может ли лес начать борьбу за снег? С кем ему при­дется вступить в борьбу? (С ветром).

v  Увлекательная история о там, как ветер уносит снег в свое царство-госу­дарство.
Ветер о сугробы-подушки бока свои вьюгой чешет, песни поет, в буран - ревет, завывает. А деревья по краю ле­са сгибаются до земли стволами. Веточ­ками цепляются друг за друга - непро­ходимую стену возводят. Бьется ветер, да силы теряет, пока сквозь щелочки пролезает - устает. Никак ему пальчика­ми-сквознячками снежок в лесу не ухватить. Выстоял лес, дождался солнышка красного.   
              
v  Логические задачи.
Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели)
Летела стая гусей: два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три гуся)
От чего плавают утки? (От берега)
На од­ном берегу цыплята, на другом - утята. Посередине островок Кто быстрее до­плывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать)
По дороге прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько бы­ло воробьев? (Три воробья)
Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (Че­тыре)
Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять свиней.
Сколько птиц? Ответь скорей!
(Пять)

Немає коментарів:

Дописати коментар