суботу, 3 січня 2015 р.

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСНО…

        Среди многих проблем современного детства родители и воспитатели часто сталкиваются с отсутствием у детей интереса к чему - либо: познание, деятельности, других людей, мира. Иногда, выполняя определенные действия, дети не испытывают к ним интереса, желания вникнуть, узнать, понять. Что же происходит с нашими детьми, почему пропадает интерес, чем гаснут глаза и возникает противоестественная апатия, равнодушие и усталость, исчерпывается вдохновение? В чем причины душевного опустошения?

    Скука - (по словарю Владимира Даля) определяется как тяжелое чувство от вялого, бездействующего состояния души, томление.
     Итак, скука или отсутствие интереса - определенное состояние души. Если дети испытывают скуку, в них отсутствует интерес - это сигнал неблагополучия душевного состояния, сигнал того, что личность развивается не в том направлении. Скука - противоестественное детскому возрасту состояние.
  В психологии такое состояние называется низким уровнем развития познавательного интереса. Познавательный интерес входит в структуру личности: от того, как и в каком направлении развивается личность, от ее направленности зависит развитие познавательного процесса.
   Благоприятный возраст для развития интереса к познанию - это возраст почемучек. Дошкольник - существо любознательное, живое и активное. И порой бесконечные "Почему?" Нельзя игнорировать.
   Что же происходит с нашими детьми, почему пропадает интерес, чем гаснут глаза и возникает противоестественная возраста апатия, равнодушие и усталость, высыхает вдохновение? В чем причины душевной опустошенности?
  Эти причины можно осмысливать по-разному. Определяют несколько вариантов.
      Вариант первый. Его эхо можно найти в сказках в виде образов избалованных и утомленных скукой старших дочерей и сыновей, цариц и принцесс. Догадаться о причине скуки в этом случае нетрудно. Это - состояние (когда у ребенка есть все). От обилия игрушек, вещей, развлечений в изобилии внимания со стороны родителей и родственников. Достаток, который считается положительным признаком, связанный с выполнением родительских обязанностей и проявлением любви к детям, может вызывать скуку, пренебрежение к вещам и людям, снижает познавательный интерес.
Иногда достатком подменяют любовь. Как показывает опыт, не всегда изобилие является источником счастья и радости детей, часто наоборот.
     У дошкольников, например, недостаток чего-либо может стать источником развития ловкости, сообразительности, воображения. В сюжетно - ролевой игре игрушки заменяют так называемыми заместителями. Например, палочка может стать ножиком, кубик - столом или домом, камешек - машиной, а старый пень - самолетом. Завалите ребенка игрушками - и у него не будет необходимости придумывать, искать.
      Одна мама ребенка - дошкольника рассказывала о том, как играет с детьми ее сын. Дети приходят к ним в гости, вываливают многочисленные игрушки, рассматривают их ... и все. На этом игра, так и не начавшись, заканчивается. Почему? Мама удивляется: почему дети не играют? Потому что на игру не остается ни сил, ни желания. Среди многочисленных игрушек можно попасть в ступор выбора: с чем и как играть?
      Поэтому лучше, чтобы чуть-чуть не хватало, чем было слишком много.


    Вариант второй. Если в семье доминируют узко утилитарные интересы, где нет места интереса к миру, к другим, к самому себе, но есть меркентальний интерес к миру в аспекте: "А что мне это даст?" Или "Какую выгоду я могу с этого получить?" , то в такой семье познавательный интерес подменяется обычной интересом, ведь какая - либо примитивизация опускает человека на более низкий уровень познания, до угасания познавательного интереса, который вызывает скуку, апатию и парализует активность.


    Вариант третий. Один из самых печальных вариантов, когда отсутствие интереса у детей вызвано отсутствием интереса и любви к ним со стороны взрослых, даже если у детей есть игрушки, компьютер и всевозможные материальные блага. Явление, когда потребность в любви родителей не удовлетворена, называется госпитализмом. Этот феномен был открыт учеными после Второй мировой войны. Многие дети в послевоенное время остались без родителей. В одном из детских домов стали умирать дети. Поиск злосчастной инфекции не увенчался успехом - дети были вялые, не интересовались окружающим миром, они чахли и умирали. В одной из палат работала сердобольная няня. Она жалела крох, брала их на руки, разговаривала с ними, ласкала. Через некоторое время дети в этой палате, в отличие от других, начали оживать. Ученые обратили на этот факт внимание и пришли к выводу, что смертность детей была обусловлена депривацией потребности в любви. Иными словами, потребность в эмоционально положительном и теплом отношении со стороны взрослых не была удовлетворена, повлекшее смерть детей.
   В современных исследованиях описано госпитализм среди детей старшего возраста, и хотя в этом случае к смерти не доходит, однако то, что бросается в глаза исследователям, - это отсутствие инициативы, интереса к миру, к себе и другим людям, апатия.
 Такую картину можно наблюдать у детей разного возраста, если потребность в любви со стороны взрослых не удовлетворена. Как правило, дети компенсируют этот недостаток компьютерными играми, что приводит к зависимости, нарушение общения и других отклонений в развитии.
   Что же нужно делать, чтобы у детей не был потерян интерес? Лекарство от скуки и потери интереса к жизни?
  Все то, что воспитывает личность, одухотворяет и обогащает ее, делает чище и сильнее.
  Если ребенок делает что-то хорошее (соответствующее его возрасту и возможностям), то вряд ли ей будет скучно. Такие дела приносят радость и удовольствие, благотворно влияют на личность, является источником желаний, настроений и состояний. Это важнейший аспект. Но для такой деятельности должны быть созданы определенные условия. Какие же?
   Одно из таких условий - создание творческой атмосферы, пробуждает мысль, одухотворяет, раскрывает личность со всеми ее дарованиями, создает радость - делает человека творцом. Где это? Везде. И в какой - либо виде деятельности. Такая атмосфера может возникнуть, когда дети играют, когда взрослый создает ее целенаправленно, или сам человек творческий (чтобы он не делал). Творческая атмосфера раскрывает потенциал личности, создает условия для диалога, освобождает от стереотипности и рутины, задает определенный вектор развития.
  Изобилие, примитивизация жизни, госпитализм, нарушения общения, компьютеризация, перегрузки информацией и впечатлениями, может и другие, не названные еще факторы, которые подавляет интерес, - едины в своей основе. Все они обходят стороной личность, не дают развиться высшем началу в человеке - организации желаний, устремлений, творческой активности и вдохновения.

Немає коментарів:

Дописати коментар