Хорошо известно, что общительный ребенок
пользуется намного большей популярностью у сверстников и имеет больше шансов на
успешную карьеру и гармоничные отношения в его будущей семье.
Исследования показывают, что к
застенчивости есть генетическая предрасположенность, выражающаяся в виде
избегания ребенком всего нового, и, в частности, - избегания новых контактов.
Однако, существует еще один мощный фактор.
Робкий ребенок избегает контактов, потому
что у него нет успешного опыта общения с малознакомыми ему людьми. А такой опыт
невозможен без владения ребенком некоторыми базовыми навыками общения.
Задача родителей – научить его этим
навыкам. Некоторые дети учатся навыкам общения налету, другим нужна небольшая
тренировка. Это совсем не сложно, так как проблема страха общения в
значительной степени решается умением ребенка уверенно применять всего 3-4
фразы.
1. Научите
его знакомиться
Умение знакомиться – уже полдела. Многие
дети боятся подойти и познакомиться просто потому, что не знают что сказать.
Прорепетируйте: сначала вы играете роль ребенка, а он – того мальчика на
площадке. «Ты подходишь и говоришь: «Привет, меня зовут Ваня, а тебя?»» Вот и
все. «Теперь я – тот мальчик, а ты – подходи и знакомься со мной, говори
«привет, меня зовут Ваня, а тебя?».
Если ребенок повторил за вами,
отпразднуйте это, как минимум захлопайте в ладоши и похвалите. Если он не
проявляет желания поиграть с вами в эту игру, предложите ему другую –
разыграйте эту сценку между его любимых кукол (машинок, динозавров и пр.).
Кроме этого, научите ребенка, когда он
произносит заветную фразу смотреть в глаза, улыбаться (очень важно!) и, для
детей постарше, протягивать руку.
2. Научите
его присоединяться к группе
Многие дети с интересом наблюдают за
группой сверстников, увлеченно играющих неподалеку, но не решаются подойти и
присоединиться. Научите его как.
Дети обожают инициативных и гибких. Первое
качество проявляется в речи фразой «А давайте…», а второй «Ну, хорошо,…».
Точно также как и репетиция знакомства,
проигрывайте эти две фразы в разных вариациях между собой или с игрушками. А
главное, сами проявляйте инициативность и гибкость в жизни, — помните о силе личного
примера.
3. Научите
его интересоваться и задавать вопросы
Умение слушать, особенно активно слушать,
— самый редкий и самый мощный из всех навыков общения. Развитие этого навыка –
несомненно одна из главных задач воспитания детей. Активно слушать – означает проявлять интерес к
словам говорящего и задавать уточняющие вопросы.
Выберите 2-3 темы, которые интересуют всех
детей, например, «увлечения», «друзья», «что ты больше всего любишь», «музыка»
и т.д. Разучите с ребенком 2-х шаговую технику по каждой теме: первый шаг –
проявление интереса по одной из тем, второй – уточняющий вопрос.
Продемонстрировать свой интерес можно
одним вопросом: «Скажи, во что ты любишь играть?», «У тебя есть друзья?»,
«Какая группа тебе больше всего нравится?». Уточняющий вопрос зависит от
ответа.
Помогите ребенку освоить по одной фразе по
каждой теме, и прорепетировать с ним несколько вариантов уточняющих вопросов,
чтобы он понял сам принцип уточнения (привязка к ответу на первый вопрос).
Методы те же: роли и личный пример.
Главное – покажите ребенку как
слушать не перебивая. Выражайте бурную радость по поводу каждого, пусть малого,
продвижения вперед.
4. Научите
хвалить собеседника
Еще пара полезных фраз и ребенок будет
удивлен неожиданным вниманием и доброжелательностью к себе со стороны
сверстников (и, наверняка, восхищением со стороны взрослых).
Эти фразы, как по волшебству, меняют
отношения людей к человеку их произносящему. Они просты, но обладают огромным
по силе потенциалом влияния на собеседника. Вот они: «У тебя это здорово
получается!», «Отличный выбор!», «Как тебе это удалось?!» и т.п.
Используйте их сами и учите ребенка.
Результат вас удивит.
5. Поощряйте
смелость
Не забывайте, что на более глубоком уровне
(в отличие от полезных фраз) основное противоядие застенчивости (и многим
другим дезадаптивным моделям поведения) – смелость.
Поощряйте разумный риск и подталкивайте к
нему ребенка во всем и всегда, когда это только возможно. Особенно, когда
ребенок делает что-то в первый раз. Без такого опыта гармоничное развитие ребенка невозможно.
Девиз смелости и решительности «Давай
попробуем!». Говорите эту фразу (и поступайте соответственно), и она глубоко
засядет в подсознание ребенка, обеспечивая ему жизненные силы и энергию для
решения любой жизненной задачи.
Смелое поведение довольно легко
закрепляется, так как ощущение риска сопровождается возбуждением, делающим мозг
ребенка восприимчивым, и ваша похвала и радость успеха быстро и прочно
фиксирует опыт как правильный.
2 упражнения:
Во-первых, выберите три наиболее полезных
для вашего ребенка фразы и отрепетируйте их в ролевой игре, как описано выше.
Применяйте их в собственной речи, чтобы ребенок слышал их от вас и мог
копировать.
Во-вторых, тренируйтесь во дворе, в
гостях, везде, где есть возможность. Поддержите ребенка перед «большим
самостоятельным плаванием», повторите фразы (генеральная репетиция), сами
стойте поодаль и знаками подбадривайте и показывайте свое восхищение его
успехом. Ваша роль внимательного и доброго тренера непременно принесет свои
плоды.
Немає коментарів:
Дописати коментар