середа, 28 грудня 2016 р.

Развитие коммуникативных способностей детей в семье

Развитие коммуникативных способностей детей в семье

Коммуникативные  способности  ребенка  развиваются  при  общении  с
родителями,  воспитателями и  сверстниками.  Общение  -  это важнейший  фактор  превращения  ребенка  в  успешного  человека.
Обусловлено это тем, что виды практической и психической деятельности формируются  у  человека  при  рождении  и  развиваются  в  течение  жизни только в результате их  усвоения при общении с другими людьми.
Каким ребенок станет в будущем, когда вырастит, зависит от семьи.
Именно семья и взаимоотношения в ней оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношения к миру.



Дети  очень  рано  начинают  понимать,  какое  поведение  уместно  в  одной ситуации  и  неуместно  в  другой:  в  детском  саду  малыш  может  вести  себя так,  как  того  требуют  сложившиеся  условия,  а  дома  -  прямо
противоположным образом. Например, в детском саду учат играть дружно, не  ссорится,  разрешать  конфликты  мирным  путем,  а  дома  папа  учит
ребенка  отстаивать  свои  права  кулаками.  И  ребенок  испытывает
растерянность: "Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?"
Почему это происходит? Какие ошибки воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?

Причины коммуникативных проблем у ребенка
Одной  из  причин  является  неблагополучная  обстановка  в  семье,
которая  может  проявляться  в  противоречивости  и  непоследовательности воспитания.  Детская  психология  выделяет  несколько  широко распространенных ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным
проблемам:
Ø "Звездный  ребенок".  Любой  поступок  этого  ребенка  вызывает восхищение  всех  членов  семьи,  которые  мгновенно  выполняют  каждую прихоть любимого чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают отсутствие поклонения со стороны других людей.
Ø "Паинька-детка".  В  этом  случае  родители  ожидают  от  ребенка  в
первую  очередь  соблюдения  внешних  приличий  и  мало  интересуются внутренней жизнью малыша. Таким образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится лицемерие.
Ø "Трудный  ребенок".  Он  создает  хлопоты,  за  что  и  получает бесконечные наказания, которые деформируют неокрепшую психику.
Ø "Золушка".  Этот ребенок старается угодить, но поощрение получают
другие  дети  или  взрослые.  В  итоге  ребенок  вырастает  неуверенным  и завистливым.
На  развитие  коммуникативных  навыков  у  детей  влияет  и темперамент.  Например,  сангвиники  обычно  легко  сходятся  с  людьми,  их отличает легкость в общении и эмоциональность; холерики обладают ярко
выраженной  эмоциональной  сферой,  они  вспыльчивы  и  не  способны  к
самоконтролю;  флегматики  трудно  сходятся  с  людьми,  но  отличаются
спокойствием  и  постоянством  привязанностей;  меланхолики  обычно  не
уверенны в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.
    Немаловажным  фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей  ребенка,  являются  соматические,  психофизиологические  и наследственные заболевания.
Если  у  родителей  есть  подозрение  о  наличии  у  ребенка  каких-либо проблем  в  общении  или  поведении,  то  необходимо  обратиться  к специалисту.  Только  хороший  детский  психолог  способен  установить причину  коммуникативных  проблем  и  найти  пути  и  способы  их преодоления.
Практически  у  каждого  ребенка  в  определенные  моменты  жизни
возникают  некоторые  затруднения,  связанные  с  общением.  Это  не  значит, что  у  него  что-  то  не  так.  В  принципе,  у  него  уже  сформировались коммуникативные способности, только теперь необходимо поддерживать и развивать  их.  Существуют  ряд  игр,  упражнений,  которые  способствуют развитию умения общаться:
-"Щенок потерялся"-  взрослый рассказывает ребенку историю про щенка, а затем ребенок изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать  внимание  ребенка  на  состояние  его  мышц:  вначале,  когда щенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление,
-"Медведи идут на охоту", "Насос и мяч", "Танцуем вместе" -  все эти игры способствуют  смягчению  мышечного  напряжения,  стимулируют активность ребенка, способствуют навыка совместных действий.
- Игры  и  упражнения,  направленные  на  развитие  языка  жестов,  мимики,  пантомимики,  понимание  того,  что  кроме  речевых,  существуют  и  другие средства  общения.  Это  такие  игры,  как  "Чер ез  стекло",  "Иностранец", "Угадай-ка", "Испорченный телефон".
- Игры  и  упражнения,  направленные  на  знакомство  с  эмоциями  человека, осознание  своих  эмоций,  а  также  на  реакции  других  людей  и  развитие умения  адекватно  выражать  свои  эмоции:  "Мимическая  гимнастика", "Настроение", "Музыка и эмоции"
Игры, направленные на развитие у детей совместной деятельности, чувства общности,  понимание  индивидуальных  особенностей  других  людей, формирование  внимательного,  доброжелательного  отношения  к  другим людям:  "Строчка  Х"  (коллективный  рисунок,  "Бюро  находок",  цикл  бесед "Кого мы называет добрым / честным, вежливым и т. д.
- Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование  теплого  отношения  к  членам  своей  семьи,  осознание  себя, как  полноправного,  понимаемого  и  любимого  другими  членами  семьи.
"Домашний  альбом",  "Дочки-  матери",  рисунок  "Моя  семья",  беседа  "Что значит любить родителей? ".
Вот несколько правил, касающихся проведения таких игр:
-не  старайтесь  использовать  за  один  раз  несколько  игр  (ребенок-дошкольник  быстро  утомляется,  на  фоне  этого  может  сформироваться
негативное отношение к данным играм,
-используйте  для  игр  время,  когда  ребенок  в  хорошем  настроении,  не переутомлен, не голоден,
-не  говорите  ребенку,  что  он  что-  то  сделал  не  правильно,  иначе  в дальнейшем он будет бояться давать вам искренние ответы,
-играйте с ребенком легко, с удовольствием,
-начинайте  играть  с  самых  простых  игр,  которые  ребенок  легко  может выполнить,
-  игры  и  упражнения  могут  быть  полезны  только  тогда,  когда  ребенок захочет ими заниматься.
Главное, чтобы игры доставляли удовольствие и взрослому и ребенку, чтобы и взрослый и ребенок испытывал удовольствие от каждого момента общения.



Немає коментарів:

Дописати коментар