Развитие
коммуникативных способностей детей в семье
Коммуникативные способности
ребенка развиваются при
общении с
родителями, воспитателями и сверстниками.
Общение - это важнейший
фактор превращения ребенка
в успешного человека.
Обусловлено это тем, что виды
практической и психической деятельности формируются у
человека при рождении
и развиваются в
течение жизни только в результате
их усвоения при общении с другими
людьми.
Каким ребенок станет в будущем, когда
вырастит, зависит от семьи.
Именно семья и взаимоотношения в ней
оказывают решающее влияние на формирование личности ребенка и его отношения к
миру.
Дети
очень рано начинают
понимать, какое поведение
уместно в одной ситуации и
неуместно в другой:
в детском саду
малыш может вести
себя так, как того
требуют сложившиеся условия,
а дома -
прямо
противоположным
образом. Например, в детском саду учат играть дружно, не ссорится,
разрешать конфликты мирным
путем, а дома
папа учит
ребенка отстаивать
свои права кулаками.
И ребенок испытывает
растерянность:
"Кто же из взрослых прав? Как мне себя вести?"
Почему это происходит? Какие ошибки
воспитания допускают родители и на что нужно обратить внимание?
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Одной
из причин является
неблагополучная обстановка в
семье,
которая может
проявляться в противоречивости и
непоследовательности воспитания.
Детская психология выделяет
несколько широко распространенных
ситуаций воспитания, приводящих к коммуникативным
проблемам:
Ø "Звездный ребенок". Любой
поступок этого ребенка
вызывает восхищение всех членов
семьи, которые мгновенно
выполняют каждую прихоть любимого
чада. Такие дети вырастают капризными, изнеженными и остро воспринимают
отсутствие поклонения со стороны других людей.
Ø
"Паинька-детка". В
этом случае родители
ожидают от ребенка
в
первую очередь
соблюдения внешних приличий
и мало интересуются внутренней жизнью малыша. Таким
образом, для ребенка с самого раннего возраста нормой поведения становится
лицемерие.
Ø
"Трудный ребенок". Он создает
хлопоты, за что и получает бесконечные наказания, которые
деформируют неокрепшую психику.
Ø
"Золушка". Этот ребенок
старается угодить, но поощрение получают
другие дети
или взрослые. В
итоге ребенок вырастает
неуверенным и завистливым.
На
развитие коммуникативных навыков
у детей влияет
и темперамент. Например, сангвиники обычно
легко сходятся с
людьми, их отличает легкость в
общении и эмоциональность; холерики обладают ярко
выраженной эмоциональной
сферой, они вспыльчивы
и не способны
к
самоконтролю; флегматики
трудно сходятся с
людьми, но отличаются
спокойствием и
постоянством привязанностей; меланхолики
обычно не
уверенны
в себе и ранимы, отличаются замкнутостью и отчужденностью.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания.
Немаловажным фактором, влияющим на развитие коммуникативных способностей ребенка, являются соматические, психофизиологические и наследственные заболевания.
Если
у родителей есть
подозрение о наличии
у ребенка каких-либо проблем в
общении или поведении,
то необходимо обратиться
к специалисту. Только хороший
детский психолог способен
установить причину
коммуникативных проблем и
найти пути и
способы их преодоления.
Практически у
каждого ребенка в
определенные моменты жизни
возникают некоторые
затруднения, связанные с
общением. Это не
значит, что у него
что- то не
так. В принципе,
у него уже
сформировались коммуникативные способности, только теперь необходимо
поддерживать и развивать их. Существуют
ряд игр, упражнений,
которые способствуют развитию
умения общаться:
-"Щенок
потерялся"-
взрослый рассказывает ребенку историю про щенка, а затем ребенок
изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать внимание
ребенка на состояние
его мышц: вначале,
когда щенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом
наступает расслабление,
-"Медведи
идут на охоту", "Насос и мяч", "Танцуем вместе"
- все эти игры способствуют смягчению
мышечного напряжения, стимулируют активность ребенка, способствуют навыка
совместных действий.
- Игры
и упражнения, направленные
на развитие языка
жестов, мимики, пантомимики, понимание
того, что кроме
речевых, существуют и
другие средства общения. Это
такие игры, как
"Чер ез стекло", "Иностранец", "Угадай-ка",
"Испорченный телефон".
- Игры и
упражнения, направленные на
знакомство с эмоциями
человека, осознание своих эмоций,
а также на
реакции других людей
и развитие умения адекватно
выражать свои эмоции: "Мимическая гимнастика", "Настроение",
"Музыка и эмоции"
- Игры,
направленные на развитие у детей совместной деятельности, чувства общности, понимание
индивидуальных особенностей других
людей, формирование
внимательного,
доброжелательного отношения к другим
людям: "Строчка
Х" (коллективный рисунок,
"Бюро находок", цикл
бесед "Кого мы называет добрым / честным, вежливым и т. д.
- Игры
и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование теплого
отношения к членам
своей семьи, осознание
себя, как полноправного, понимаемого
и любимого другими
членами семьи.
"Домашний альбом",
"Дочки- матери", рисунок
"Моя семья", беседа
"Что значит любить родителей? ".
Вот несколько правил, касающихся
проведения таких игр:
-не
старайтесь использовать за
один раз несколько
игр (ребенок-дошкольник быстро
утомляется, на фоне
этого может сформироваться
негативное
отношение к данным играм,
-используйте для
игр время, когда
ребенок в хорошем
настроении, не переутомлен, не
голоден,
-не
говорите ребенку, что
он что- то
сделал не правильно,
иначе в дальнейшем он будет
бояться давать вам искренние ответы,
-играйте с ребенком легко, с
удовольствием,
-начинайте играть
с самых простых
игр, которые ребенок
легко может выполнить,
-
игры и упражнения
могут быть полезны
только тогда, когда
ребенок захочет ими заниматься.
Главное, чтобы игры доставляли
удовольствие и взрослому и ребенку, чтобы и взрослый и ребенок испытывал
удовольствие от каждого момента общения.
Немає коментарів:
Дописати коментар