пʼятниця, 18 листопада 2016 р.

О доброте в детях

ПОМОЖЕМ РЕБЁНКУ СТАТЬ ДОБРЕЕ

     Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и жизнерадостным, счастливым, общительным. Настроенные воспитывать правильно молодые родители искренне удивляются, услышав, что этим нужно заняться с первых дней жизни ребенка. Главное уяснить для себя, что семья – первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. 
     Атмосфера каждой семьи с её жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями сразу же начинает воздействовать на это крохотное существо. И очень важно, какая это семья. Весёлая, дружная, жизнерадостная, где царят бодрость и оптимизм, нежность и любовь. Или это же семья со строгим укладом жизни, со скупыми появлениями эмоций, семья, где прочно пустили корни уныние и скука, а порой и мелочные раздоры. Все это не безразлично малышу. В семьях последнего типа порой бытует мнение, что баловать детей нельзя, нельзя часто брать их на руки, целовать, играть с ними, баюкать. Такие запреты помогут закалить растущий организм, подготовит его к суровым будням жизни.

      Но как же ошибаются эти « мудрецы»! Доказано, что дефицит эмоционально–положительных воздействий оказывает своё ущербное влияние на базисное развитие малыша, лишенного тепла родительской любви и растёт в такой семье замкнутое, настороженное, неуверенное в себе маленькое существо, со скупой улыбкой, робкими движениями, испуганным взглядом. Но к счастью, в большинстве семей малыши с первых дней своей жизни чувствует заботу, внимание окружающих. Различные формы проявления нежных чувств, мгновенные реакции взрослых на мельчайшие нюансы поведения будят у ребёнка первые ответные чувства признательности, доверия, привязанности к родителям. Растёт в такой семье малыш, счастливим, радостным, распахнутым навстречу добру, чувствуя себя равноправным членом дружного коллектива. Для него жизненно важно быть уверенным в том, что здесь он желанен, любим, постоянно ощущает радость бытия, не чувствуя при этом особой исключительности собственной персоны среди других членов семьи. В том-то и заключается мастерство родительской педагогики, чтобы не занять позицию «над ребёнком», не давить на него собственным авторитетом и опытом, а искренне помочь ему, такому хрупкому, крохотному, удержаться в позиции равенства. Мудрость взрослого заключается не в том, чтобы снизойти до малыша, а именно в том, чтобы подняться до его понимания «тонких истин детства», чутко улавливать и понимать, каждое движение его души.

    Потребность в тесном физическом и психологическом контакте двусторонняя. Ребёнок тянется к взрослому: он для малыша путеводная звезда. Любовь, ласка, чуткое отношение взрослых учат этому малыша. Органически впитывает он эти светлые чувства, делает их частью собственного Я, успешно формирует основу нравственной воспитанности. Конечно, велика сила примера, но детям довольно трудно самостоятельно обучиться всем тонкостям человеческих отношений – их нужно учить азбуке чувств«, учить каждодневно, ежечасно, что не так просто.

      Так с чего же начать? Живя в атмосфере тепла и уюта, малыш излучает радость, он стойко настроен на положительную волну в отношении взрослых. Опираясь, на это, следует учить его нести радость окружающим не только фактом собственного существования. Но и собственными поступками, действиями. Воспитательная тактика взрослых заключается в том, что они позволяют малышу быть щедрым с окружающими в выражении чувств, культивируя симпатии, предлагая: «Поцелуй бабушку!», «Обними своего мишутку!», не следует оставлять без внимания и такие чувства, как сопереживание, сострадание. Упал мишка – ему больно, пожалей, плачет кукла – успокой. Малыш учится с помощью взрослых щедрости и в действиях: «Угости папу», «Отдай игрушку братику» и т.д.
    В силу особенности возраста детям свойственна импульсивность, непосредственность. Вот и нужно взрослым умело направлять вспыхнувшее внезапно чувство малыша. Тянется малыш к котёнку, а ему ласково предлагают: «Погладь, его: он такой маленький, пушистенький!»; намеревается ребёнок сдернуть очки с лица бабушки, а она придерживает чуть руку внука, напевая, приговаривает: «Золотко моё, бабушка хочет погладить!». И старается малыш быть послушным, так как видит, что своими действиями вызывает у родных радость. Ему нравятся похвалы взрослых. Крохотное существо учится любить окружающих, быть отзывчивым, чутким, уметь сопереживать и уважать переживания других. Эти формирующиеся гуманные чувства, помогают ему расти нравственно. В связи с этим следует остерегаться одной из распространенных ошибок в практике воспитания: чрезмерного внимания, немотивированного восхищения, обилия игрушек. В результате такой неконтролируемой трезвым умом любви у малыша может сформироваться душевная слепота.

     Уроки добра не проходят бесследно. Ребёнок учится жить в коллективе. В одних случаях этому его учат взрослые, в других – он учится сам. Взрослый всегда рядом, всегда готов правильно оценить настоящее и показать перспективы будущего, превращая мелочи будней в целостные уроки жизни. Только при этих условиях ростки подлинной нравственности пустят глубокие корни, помогут растущему человеку достойно жить среди людей.

Немає коментарів:

Дописати коментар