Роль семьи в развитии
творческих способностей детей
Влияние родителей – первейший фактор, оказывающий
воздействие на развитие способностей
детей. Как считает ряд ученых, в проявлении творчества, креативности роль
генетического фактора совсем небольшая, в отличие от окружения ребенка. Среди
многих фактов, свидетельствующих о невероятной важности семейно - родительских
отношений, есть и такие:
ü больше шансов проявить творческие способности имеют,
как правило, старшие или единственный ребенок в семье;
ü меньше шансов проявить творческие способности у детей,
которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок
отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него
больше . Этот факт объясняется тем , что у большинства детей родители -
обычные, нетворческие люди, поэтому идентификация с ними приводит к
формированию детей нетворческого мышления;
ü часто творческие дети появляются в семьях, где отец
значительно старше матери;
ü положительно влияет на развитие креативности повышенное
внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим
началом в семье. И так, семейное окружение, где с одной стороны, является
внимание к ребенку, а с другой, к нему предъявляются определенные требования,
где правильный внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи
и поощряется нестереотипная поведение, приводит к развитию креативности в
ребенка.
Наличие творческих способностей у детей является залогом
успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности необходимо как
можно раньше. Препятствует проявлениям креативности низкий интеллект,
тревожность. Результаты любого вида творчества, доступных ребенку (танцы,
рисование, создание поделок из природного материала) будут напрасными, если они
не имеют отзыва у людей и им не находится места в окружающей жизни ребенка.
Поэтому необходимо формировать такую среду, в которой будет необходимо
творчество ребенка. Эта среда включает в себя прежде всего тех, кто имеет
наибольшее влияние на ребенка - родители. Важно чтобы родители научились
совместно заниматься творчеством с ребенком и правильному отношению к ребенку в
процессе этого творчества. Помимо этого, совместная
творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение.
Когда следует
начинать заниматься совместным творчеством?
Чем раньше, тем лучше. Очень полезно, когда в
созидательной деятельности задействованы дети разных возрастов. В этом случае
творчество является великолепной платформой для освоения таких понятий, как
«взаимопомощь», «командный дух», «уважение к старшим» и «ответственность за
младших».
Совместное творчество матери и ребенка восполняет
недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на
работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет малышу выразить
себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую
домашнюю галерею его работ).
Часто детям необходима эмоциональная разрядка. Чтобы
ребенок не крушил все вокруг себя, дайте ему в руки кисть и краски. Пусть он
рисует, что хочет, а может, просто бьет ладонями по бумаге, оставляя на ней
«перья» пальцев и все негативные эмоции.
Получивший простор своей фантазии ребенок начинает
мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать
творческие ассоциации. Если мы видим в коробке из-под молока обычный мусор,
который нужно выкинуть, то малыш видит в ней кукольный шкаф или автомобильный
кузов.
Уже потом, в школе ребенок удивит родителей нестандартным
подходом к решению задач, а сюрпризом для родителей на очередной день рождения
станет красивая домашняя стенгазета или коллаж, сделанный его руками.
Требования родителей должны быть адекватными по
возможностей ребенка . И очень трудно научиться осторожной оценке результатов
детского труда , даже если они и не очень выдающиеся . Надо всегда помнить ,
что у ребенка есть потенциал , который проявляется не сразу. Ребенку главное
видеть и знать, что ее творческая деятельность полезна и нужна другим людям.
Рекомендации
родителям по развитию творческих способностей детей:
Ø поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не
причиняют явного вреда окружающим;
Ø не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
Ø уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была
"глупой” или "неправильной” - не
подавлять ее своим "правильным” отношением и мнением;
Ø предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных,
звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных
творческих проявлений в ходе занятий;
Ø безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применять явной системы оценок продуктов
ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а
только с ним же самим, с его прошлым опытом;
Ø не смеяться над необычными образами, словами или движениями
ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться,
сделать что-то "не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание
экспериментировать и самостоятельно искать;
Ø творить и
играть иногда вместе с детьми - в
качестве рядового участника процесса;
Ø не
навязывать свою программу образов и
действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться
понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
Ø больше внимания уделять организации творческого
процесса создания чего-то, поддержанию этого
процесса, а не результатам;
Ø развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду
творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в
занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, на
имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить
однообразие, перенапряжение и переутомление;
Ø поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у
себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои
силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Немає коментарів:
Дописати коментар