четвер, 12 квітня 2018 р.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

1. Игра еще является ведущей деятельностью шестилетних детей, это их работа. Чем организованнее ребенок играет, тем лучше он подготовлен к школе, т.к. игры с правилами приучают ребенка принимать и соблюдать правила, этот опыт переносится и на поведение в обществе, в школе. Сюжетно-ролевые игры дают понятие об обязанностях, развивают разговорную речь, в игре прорабатываются различные варианты поведения в разных ситуациях, что обогащает и расширяет поведенческий репертуар ребенка. Только после того, как ребенок вдоволь наигрался, у него начинает формироваться учебная мотивация деятельности, являющаяся основой для успешного обучения.
Роль родителей:
-   играйте с ребенком;
-  обеспечивайте условия для полноценной игры ребенка со сверстниками;
-  занятия должны проходить в игровой форме.



2. Развитие речи. Ребенок шести лет говорит непринужденно, выразительно, придерживаясь адекватной интонации, мимики и жестов. В речи ребенок использует простые и распространенные предложения. Дети, имеющие логопедические трудности (неправильно произносящие некоторые звуки), не умеющие четко выражать свои мысли, могут иметь трудности, как на письме, так и в общении.
Роль родителей:
-   говорите с детьми;
-  учите детей вежливости, т.к. культура речи закладывается именно сейчас;
- говорите с детьми спокойно, избегайте грубых слов и интонаций;
учите детей описывать предметы, картинки, строить предложения;
-  при необходимости, получите консультацию логопеда.

3. Для психологической готовности ребенка к школьному обучению, важно его эмоциональное развитие, а также развитие произвольности. Шестилетний ребенок умеет  выражать свои чувства социально приемлемыми способами, умеет регулировать сое поведение, настроение, намерения и поступки.
Роль родителей:
-         поддерживайте благоприятный психологический климат в семье;
-         обеспечьте соблюдение режима дня ребенком;
-         говорите с детьми спокойно;
-     формируйте у ребенка такие понятия как «можно», «нельзя», «надо».

4. Обучение – это нагрузка , напряжение, трудности, сталкиваясь с которыми дети ведут себя по-разному: Кто-то плачет, кто-то не обращает внимания и делает по-своему, кто-то пытается сделать еще раз… Умение преодолевать трудности – важная составная часть не только школы, но и жизни. Закладывается это умение еще в детстве.

Роль родителей:
-    осознавать самим и помочь осознать детям, что в школу ребенок идет учиться, а т.к.  учеба не бывает без ошибок, относиться к ним нужно как к рабочему моменту: есть ошибка – есть  путь ее исправить;
- предъявляйте адекватные требования к ребенку (не завышайте и не занижайте их). Если у ребенка что-то не получается, он нуждается в помощи, а не в порицании.
-         формируйте адекватную самооценку ребенка: объясняйте, за что вы похвалили его и что он делает неправильно;
- формируйте у ребенка уверенность в собственных силах. Вам помогут такие фразы: «У тебя получится», «Ты можешь», «Ты отлично справился» и т.п.

5. Отношение к школе. Если родители очень тревожатся по поводу поступления ребенка в школу, эту тревогу они передают и ребенку, следовательно, ребенок начинает бояться школы.
Некоторые шестилетние ученики не воспринимают школу как нечто необходимое. Им трудно объяснить, почему сейчас нужно писать, а не играть. Такие дети не чувствуют ответственность за свою деятельность в школе. Это говорит о мотивационной незрелости ребенка к школе. Если ребенок только бы играл, а не занимался, особенно, если он не хочет идти в школу, подумайте, может быть, он прав? Может быть действительно в 6 лет ему еще рано идти в школу?
Роль родителей:
-   будьте внимательны к потребностям ребенка;
- адекватно оценивайте возможности ребенка в преодолении учебной нагрузки;
- спокойно и рассудительно принимайте решение о поступлении ребенка в школу.

6. Интеллектуальная готовность
К семи годам учебная деятельность становится ведущей в развитии детей. Теперь учеба, а не игра становится «работой», поэтому для развития ребенка важна успешность в учебной деятельности. Если нет успеха в учебе, ребенок может чувствовать себя неуверенно не только на уроке, но и в общении, и в игре, ив других видах деятельности. Т.о. интеллектуальная готовность очень важна, но не надо стараться натренировать ребенка на выполнение заданий. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей , ребенок окажется так же беспомощен, как и раньше.
Роль родителей:
-    не торопитесь с выработкой учебных навыков, работайте над пониманием ребенком материала, а не над скоростью и точностью;
-   первые занятия должны проходить в игровой форме и с хорошим настроением, т.к. ребенок больше запоминает не саму деятельность, а эмоции, связанные с ней;
-    занимайтесь с ребенком одним делом не менее 15 минут (т.к ребенку нужно время, чтобы сосредоточиться и закончить задание) и не более 20-25 минут (чтобы занятие не надоедало ребенку и не утомляло его).

7. Развитие крупных и мелких движений
«Движение – это жизнь» - так говорят мудрые люди. Чтобы ребенок полюбил активный образ жизни, к этому тоже нужно приучать с детства. Спортивная нагрузка должна приносить удовольствие и только когда ребенок почувствует это удовольствие, можно пробовать участвовать в соревнованиях.
Мелкие движения связаны с кистями рук.  Подготовят руку малыша к письму такие занятия как лепка, вырезание, работа с мелким конструктором, мозаикой, нанизывание бус, раскрашивание и пр.

К поступлению в школу ребенок должен уметь:
1.     Играть, соблюдая правила.
2.     Регулировать свою двигательную активность и эмоции (волевые качества).
3.     Преодолевать трудности (не бояться ошибок).
4.     Общаться со сверстниками и старшими, уметь обратиться за помощью.
5.     Иметь желание стать учеником.
6.     Понимать учебный материал, рассчитанный на его возраст.
7.     Быть уверенным в собственных силах.

Таким образом, «готовность ребенка к школе» - это комплексное понятие, которое включает в себя много разных аспектов. Развивая ребенка в 1-2 направлениях, мы провоцируем однобокое развитие, что мешает гармоничному развитию личности.
Желаю Вашим детям внимательных родителей, а Вам – наблюдать за гармоничным развитием своих детей.

Немає коментарів:

Дописати коментар