ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
1. Игра еще является
ведущей деятельностью шестилетних детей, это их работа. Чем организованнее
ребенок играет, тем лучше он подготовлен к школе, т.к. игры с правилами
приучают ребенка принимать и соблюдать правила, этот опыт переносится и на
поведение в обществе, в школе. Сюжетно-ролевые игры дают понятие об
обязанностях, развивают разговорную речь, в игре прорабатываются различные
варианты поведения в разных ситуациях, что обогащает и расширяет поведенческий
репертуар ребенка. Только после того, как ребенок вдоволь наигрался, у него
начинает формироваться учебная мотивация деятельности, являющаяся основой для
успешного обучения.
Роль родителей:
- играйте с
ребенком;
- обеспечивайте
условия для полноценной игры ребенка со сверстниками;
- занятия
должны проходить в игровой форме.
2. Развитие речи. Ребенок шести
лет говорит непринужденно, выразительно, придерживаясь адекватной интонации,
мимики и жестов. В речи ребенок использует простые и распространенные
предложения. Дети, имеющие логопедические трудности (неправильно произносящие
некоторые звуки), не умеющие четко выражать свои мысли, могут иметь трудности,
как на письме, так и в общении.
Роль родителей:
- говорите с детьми;
- учите детей
вежливости, т.к. культура речи закладывается именно сейчас;
- говорите с детьми
спокойно, избегайте грубых слов и интонаций;
- учите детей
описывать предметы, картинки, строить предложения;
- при
необходимости, получите консультацию логопеда.
3. Для психологической готовности ребенка к школьному
обучению, важно его эмоциональное развитие, а также развитие
произвольности. Шестилетний ребенок умеет выражать свои чувства социально приемлемыми
способами, умеет регулировать сое поведение, настроение, намерения и поступки.
Роль родителей:
-
поддерживайте
благоприятный психологический климат в семье;
-
обеспечьте
соблюдение режима дня ребенком;
-
говорите с детьми
спокойно;
- формируйте у
ребенка такие понятия как «можно», «нельзя», «надо».
4. Обучение – это нагрузка , напряжение, трудности,
сталкиваясь с которыми дети ведут себя по-разному: Кто-то плачет, кто-то не
обращает внимания и делает по-своему, кто-то пытается сделать еще раз… Умение
преодолевать трудности – важная составная часть не только школы, но
и жизни. Закладывается это умение еще в детстве.
Роль родителей:
- осознавать самим
и помочь осознать детям, что в школу ребенок идет учиться, а т.к. учеба не бывает без ошибок, относиться к ним
нужно как к рабочему моменту: есть ошибка – есть путь ее исправить;
- предъявляйте
адекватные требования к ребенку (не завышайте и не занижайте их). Если у
ребенка что-то не получается, он нуждается в помощи, а не в порицании.
-
формируйте
адекватную самооценку ребенка: объясняйте, за что вы похвалили его и что он
делает неправильно;
- формируйте у
ребенка уверенность в собственных силах. Вам помогут такие фразы: «У тебя
получится», «Ты можешь», «Ты отлично справился» и т.п.
5. Отношение к школе. Если
родители очень тревожатся по поводу поступления ребенка в школу, эту тревогу
они передают и ребенку, следовательно, ребенок начинает бояться школы.
Некоторые шестилетние ученики не воспринимают школу
как нечто необходимое. Им трудно объяснить, почему сейчас нужно писать, а не
играть. Такие дети не чувствуют ответственность за свою деятельность в школе.
Это говорит о мотивационной незрелости ребенка к школе.
Если ребенок только бы играл, а не занимался, особенно, если он не хочет идти в
школу, подумайте, может быть, он прав? Может быть действительно в 6 лет ему еще
рано идти в школу?
Роль родителей:
- будьте
внимательны к потребностям ребенка;
- адекватно
оценивайте возможности ребенка в преодолении учебной нагрузки;
- спокойно и
рассудительно принимайте решение о поступлении ребенка в школу.
6. Интеллектуальная готовность
К семи годам учебная
деятельность становится ведущей в развитии детей. Теперь учеба, а не игра
становится «работой», поэтому для развития ребенка важна успешность в учебной
деятельности. Если нет успеха в учебе, ребенок может чувствовать себя
неуверенно не только на уроке, но и в общении, и в игре, ив других видах
деятельности. Т.о. интеллектуальная готовность очень важна, но не надо
стараться натренировать ребенка на выполнение заданий. Это даст лишь видимость
успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей , ребенок окажется
так же беспомощен, как и раньше.
Роль родителей:
- не торопитесь с
выработкой учебных навыков, работайте над пониманием ребенком материала, а не
над скоростью и точностью;
- первые занятия
должны проходить в игровой форме и с хорошим настроением, т.к. ребенок больше
запоминает не саму деятельность, а эмоции, связанные с ней;
- занимайтесь с
ребенком одним делом не менее 15 минут (т.к ребенку нужно время, чтобы
сосредоточиться и закончить задание) и не более 20-25 минут (чтобы занятие не
надоедало ребенку и не утомляло его).
7. Развитие
крупных и мелких движений
«Движение – это
жизнь» - так говорят мудрые люди. Чтобы ребенок полюбил активный образ жизни, к
этому тоже нужно приучать с детства. Спортивная нагрузка должна приносить
удовольствие и только когда ребенок почувствует это удовольствие, можно
пробовать участвовать в соревнованиях.
Мелкие движения
связаны с кистями рук. Подготовят руку
малыша к письму такие занятия как лепка, вырезание, работа с мелким
конструктором, мозаикой, нанизывание бус, раскрашивание и пр.
К
поступлению в школу ребенок должен уметь:
1. Играть, соблюдая правила.
2. Регулировать свою двигательную активность и эмоции
(волевые качества).
3. Преодолевать трудности (не бояться ошибок).
4. Общаться со сверстниками и старшими, уметь обратиться
за помощью.
5. Иметь желание стать учеником.
6. Понимать учебный материал, рассчитанный на его
возраст.
7. Быть уверенным в собственных силах.
Таким образом, «готовность ребенка к школе»
- это комплексное понятие, которое включает в себя много разных аспектов.
Развивая ребенка в 1-2 направлениях, мы провоцируем однобокое развитие, что
мешает гармоничному развитию личности.
Желаю Вашим детям внимательных родителей, а Вам –
наблюдать за гармоничным развитием своих детей.
Немає коментарів:
Дописати коментар